M.T. Kalashnikov Museum and Exhibition Small Arms Complex

Home » The Great Armourers » Izhevsk: the Armory Origin

Izhevsk: the Armory Origin

Print version

The origin of Izhevsk city was the Armory Factory founded by the order of the Emperor Alexander I in 1807.

The factory became the ground point of Izhevsk and many enterprises of the city go back to it. Over the two centuries the city of great plants and the city of great workers had bought the fame of the armory origin in Russia.

Foundation, development and functioning of the Armory Factory in the XIX century

The Armory Factory was based on Izhevsk Iron Works Plant founded in 1760 by count Shuvalov.

The Armory Factory was established in 1807 and chief mining engineer Andrey Fedorovich Deryabin was set in charge of it.

He and architect Semyon Emelianovich Dudin developed a general long-term plan of further complex growth of the factory.

Mining Engineer Andrey Fedorovich Deryabin

While setting the new production, Deryabin maintained iron production and established a tool factory.

At first, armory experts were invited from abroad. In addition to arms making they trained staff from the city. For the first year the Armory Factory produced 7 guns, 5 pair of pistols and 6 backswords.

Master plan of Izhevsk Plant, year of 1808Drawing of a drilling machine for barrels, first ½ of the XIX century The factory achieved the desired annual output equal 25 thousand flint-guns and 5 thousand backswords in 1830, but already at the beginning of the War of 1812 it supplied firearms and cold arms to the Russian army at full speed notwithstanding the fact that the construction of the factory had not been finished. During the first four years the factory produced 2 thousand guns, while in 1814 the output came up to 10 thousand guns and almost 2.5 thousand backswords.[1]

By 1817 construction of the main factory building had been finished. It had 4 floors and was one of the first multistory industrial buildings in Russia. The manufacturing process was multilevel: it began with rough preparatory works (at lower floors) and finished with assembly of arms (at higher floors).

the Arsenal Izhevsk Armrs Plant, second ½ of the XIX century At that time the dam was the most important industrial development among the factory premises. Operation of machines and mechanisms depended on water level in the Pond. During the XIX century the dam had been extended, strengthened and heightened several times. In 1896 cast-iron hand winches were built to substitute old capstan for lifting flooding sluices.

For a long time the Armory Factory manufactured silicon guns with the design of year 1808. This model passed through a number of improvements in terms of the design and technology. In 1843 the manufacture of percussion cap guns began. In the mid of the XIX century the manufacture of smoothbore weapon was suppressed by a mass production of rifled weapon.

Izhevsk Armrs Plant, second ½ of the XIX century Within the period of 1867 — 1884 Izhevsk Armory Factory was reorganized into a lease and commercial enterprise. At this time the factory facilities were renewed and it was equipped with steam-engines, a great number of new machines and an open-hearth furnace. This allowed providing the Russian army with breech-loading weapon. At that time the mass production volumes of «Krnk» and «Berdan» type rifles were most impressive.

Y. Chigvintsev: the worker of Izhevsk Arms Plant. End of the XIX century – Beginning of the ХХ century Stock machinery workshop, end of the XIX century In 1870 by production rate the Izhevsk factory advanced beyond both armory factories in Tula and Sestroretsk. Later, when the methods of high-quality steel production were well mastered, Izhevsk became the source of gun barrels and barrel receivers for Russian plants. For instance, gunmaking enterprises in Tula used annually up to 360 thousand barrels from Izhevsk. [2]

In 1884 the factory became a state enterprise again. With the reduce of the demand in defense weapons it was decided to start hunting arms production. Along with classic types of sporting guns the factory produced upgraded models «Krnka» and «Berdan» rifles, rod rifles.

Barrel workshop, end of the XIX centuryIn 1891 Izhevsk Armory Factory began manufacturing the famous Mosin 3-line riffle. Over than 50 years this riffle and its modifications were in mass production and Izhevsk was the only town to produce all its types: infantry, dragoon, Cossacks? and training.

Just prior to the First Revolution, Izhevsk factory took leading positions in the Defense Industry in terms of manufacturing and manpower capacity. In 1917 about 34 thousand people worked at Izhevsk weapons and steel-making factories. [3]

Izhevsk Arms Plant, end of the XIX century. By the beginning of the XX century Izhevsk had become a large industrial center of Russia. In addition to the weapons and steel-making factories, tools production was arranged.

Operation of armory factories in the first half of the XX century

Bayonet workshop, beginning of the ХХ centuryIn the beginning of the XX century the production volumes of rifle of the design of 1891 increased due to the demand of the army.

In the end of the XIX century with the appearance of DC generators at the factory the premises began to use electricity for illumination and machines operation.

The tools production was in gradual progress.

In 1918 the first design bureau was established at the factory.

In 1930 a new open-hearth furnace was put into operation and in-house manufacture of machines at the factory was launched.

Technical re-equipment and launching new production required highly-qualified personnel. Since 1929 personnel had been trained at Izhevsk Technical School.

In 1939 the Izhevsk factory was split into two independent enterprises: a metallurgical plant and machine-building plant.

The great re-organization that took place in the 30s not only led to the establishment of the Chief Designer Bureau, but also the adoption of several new models of arms (a modified Mosin rifle design of 1891/1930, Simonov automatic rifle AVS, Tokorev self-loading rifle and others), but also gave rise to flow line method of production. In 1938 the assembly of gun-stock and barrel was put on a conveyor line. This allowed proceeding to a new terrific level of production rates which was needful during the World War II.

In 1933 a New Designs Bureau («BNK») was established at the factory to develop and modify the armament. Today the bureau is named as «Armory Design Center» («KOC»). During more then 70 years the bureau developed about 300 models of small-arms and air ordnance, sport and hunting weapons and other types of equipment most of which was in series production at the factory. [4] 

Conveyor system at the time of the Great Patriotic War Aircraft cannon manufacture at the time of the Great Patriotic Wa Since the very beginning of the Great Patriotic War of 1941-1945 Izhevsk Armory Factory No. 74 (further renamed as machine-building plant of Izhevsk city «Izhevskiy Mashinostroitelny Zavod») served as the USSR armory center. It became the main armory in the country both for small-arms and air ordnance: during the war the factory gave as much products as it hardly could produce during the previous 92 years. At that time it was the main blacksmiths shop of small arms that produced up to 20 types of defense equipment. In total, during the period of the Great Patriotic War the factory produced 11 million and 145 thousand rifles and carbines, more than 15 thousand aircraft cannons, almost 132 thousand antitank rifles

In 1942 armory factory No. 622 was built in Izhevsk on the basis of two plants evacuated from Tula and Podolsk (further the factory was named as «Izhevskiy Mekhanichesky Zavod»). It produced antitank rifles and pistols. Total production volume of the factory No. 622 during the war was as follows: field and signaling pistols — more than 1 mln; antitank rifles — about 200 thousand.

Production building of Izhevsky Mekhanichesky Zavod the time of the Great Patriotic War At war time Izhevskiy Motozavod took the defense function as well (identified by No. 524). The plant had to start the production of Maxim gun having no heritage. Till the end of the war the plant supplied 81900 guns to the army.

Altogether the factories and plants of Izhevsk city produced 80% of all small arms amount manufactured at that time in Russia.

Postwar recovery and development of Izhevsk armory factories

Izhevskiy Mashinostroitelniy Zavod (Izhmash)

After the war factories in Izhevsk gradually began recovering the production of non-military arms.

Kalashnikov gun manufacturing line, 1960-s Assault weapon remained, however, as the key activity of Izhmash during the cold war.

Kalashnikov gun manufacturing line, 1960-s Vast experience in flow line production gave necessary basis to start Kalashnikov submachine gun manufacturing in 1947. The merits of AK design which gave the rise to a new epoch of small arms development was enhanced due to the great engineering potential of the enterprise. [5]

Guns manufacture at Mekhanichesky Zavod, 1950-s Many technical progress achievements dedicated to the improvement of the gun in future found application in sporting and hunting weapons. The design and manufacture of hunting weapons at Izhevskiy Mashinostroitelniy Zavod was based on the well-proven Mosin rifle. Later there appeared in-house designs of small and large-caliber carbines and the series of carbines «Saiga» and «Tigr». Two the last were derived from military models during the industrial conversion, the period of drastic changes in economy in the 1990-s.

Since the first postwar years the factory started the development and manufacture of sporting arms for national teams of Russia. Sportsmen from the Soviet Union equipped with Izhevsk rifles won Europe championships and Olympic Games and not once.

Chief Designer Department, 1972 Sporting guns heritage enabled Izhmash experts to design self-loading sniper rifle adopted by the Soviet army in 1964 under the name «Dragunov sniper rifle» (SVD) which acquired the title «The best rifle of the XX century». In the beginning of 2000-s Izhmash took the initiative to develop a set of sniper rifles (SV-98, SV-99) with enhanced fire precision for special high-duty application in the army.

Arms Design Centre, 2000-s At present Izhevskiy Mashinostroitelniy Zavod designs and manufactures the latter-day automatic arms for the army, special military purposes, and forces of law and order.

Today OAO «Izhevskiy Mashinostroitelniy Zavod» is one of the largest Russian multi-activity enterprises. Concern «Izhmash» incorporates over than 20 divisions. The largest ones are the following:

Izhmash, 2002
  • DOAO «Izhevsky Oruzheiniy Zavod» («Izhevsk Armory Factory»)
  • DOAO «Nauchno-Proizvodstvenniy Tsentr Visokotochnoy Tekhniki „Izhnash“ (»Science and Production Center of High-Precision Engineering «Izhmash»)
  • DOAO «Izhevskiy Instrumentalniy Zavod» («Izhevsk Instrument Plant»)
  • DOAO «Izhmashenergo
  • OOO «Izhmoto» («Izhevsk Motorcycles»)
  • OAO «Izhmashstanko»

Izhevskiy Mekhanicheskiy Zavod

Izhevskiy Mekhanicheskiy Zavod was founded in 1941 under identification No. 622. Since the end of the Second World War the factory has been designing and producing hunting smooth-bore guns.

First models were derived from the design of Zlatoustovskiy Mekhanicheskiy Zavod and Sauer gun (Germany). Later the factory generated a wide range of in-house design solutions for guns: single-barreled, double-barreled (vertical and horizontal types), combined and with barrels of different caliber.

Mekhanichesky Zavod production facilities, 1990s In the beginning of the 90-s in the situation of economic reformation Izhevskiy Mekhanicheskiy Zavod managed not only to save the production but also to widen the product line by introduction of modified guns with piston re-loading, autoloading and selective ammunition feeding.

Among the most important events in its history was the fact that Mekhanicheskiy Zavod independently entered international arms market. It began with IWA exhibition in Nuremberg, 1994 and award of a contract by Remington, USA, for establishment of a common trademark «Spartan».

Mekhanichesky Zavod production facilities, 2000s Izhevskiy Mekhanicheskiy Zavod is the largest producer of airguns in Russia, popularity of which began to grow after the end of the war due to low restrictions imposed. Air-gun product line of the factory incorporates sporting and training guns and pistols including so called «copy» guns, i.e. airguns having the same appearance as the famous assault weapon.

Automated lines at Mekhanichesky Zavod, 2000s The manufacture of pistols at Izhevskiy Mekhanicheskiy Zavod originates from Tula design of «TT» pistol, «Nagan» revolver and Makarov gun. At present the factory continues producing in-house designs of defense, duty, sporting, gas-spray and traumatic pistols in line with the up-to-date requirements.

Today Federal State Unitary Enterprise FGUP «Mekhanicheskiy Zavod» is a complex production organization with a number of different activity lines, including the following:

Izhevsky Mekhanichesky Zavod, 2000s
  • Pistol production
  • Gun production
  • Production of consumer goods and special equipment
  • Pre-production works and metal-treatment
  • Tools production


Gun-Making School Special attention in structure of Izhevskiy Mekhanicheskiy Zavod and Izhevskiy Mashinostroitelniy Zavod should be paid to Gun Making Schools in the name of L.M. Vasev (Mekhanicheskiy Zavod) and A. F. Deryabin (Mashinostroitelniy Zavod). The schools train for the following professions: chaser, woodcarver, assembly fitter, wood/metal/leather designer. Decoration transforms arms into a work of art.


1 — 1 — V. Kutergin. Historical background, origin, development, and current state of Kalashnikov arms production and export at Izhevskiy Mashinostroitelniy Zavod [materials from a scientific and technical conference devoted to 200-year anniversary of Izhevsk armory and 60-year anniversary of AK-47 submachine gun.]
// «АК-47 serves to the Motherland». — Izhevsk, 2007. — p. 4.
2 — the same reference, p. 55.
3 — the same reference, p. 5.
4 — the same reference, p. 6.
5 — the same reference, p. 6.

Главная » Великие оружейники » Ижевск — кузница оружия

Ижевск — кузница оружия

Версия для печати

Градообразующим предприятием Ижевска стал оружейный завод, созданный по Указу императора Александра I в 1807 году.

Завод-ядро Ижевска; на его базе выросли основные промышленные предприятия города. За два века город-труженик, город-завод приобрел славу оружейной кузницы России.

Основание, строительство и работа Ижевского оружейного завода в XIX веке

Оружейный завод был создан на базе Ижевского железоделательного завода, основанного графом Шуваловым в 1760 году.

Начальником вновь созданного завода в 1807 году был назначен обер-берггауптман Андрей Федорович Дерябин.

Совместно с архитектором Семеном Емельяновичем Дудиным, он разработал генеральный план, надолго определивший  дальнейшее комплексное развитие завода.

Оберберггауптман Андрей Федорович Дерябин

Организуя новое производство, Дерябин сохранил выработку железа и создал инструментальную фабрику.

Специалисты для оружейных работ первоначально были приглашены из-за границы. Они занимались не только производством оружия, но и подготовкой кадров из состава местного населения. В первый год оружейный завод выпустил 7 ружей, 5 пар пистолетов и 6 тесаков.

Генеральный план Ижевского завода, 1808 г. Схема машины для сверления ствола, первая половина XIX в. Проектная мощность завода, рассчитанная на выпуск 25 тысяч кремневых ружей и 5 тысяч тесаков в год, была достигнута к 1830 году, но уже в начале Отечественной войны 1812 года на строящемся заводе полным ходом шел выпуск огнестрельного и холодного оружия для русской армии. За первые четыре года на предприятии изготовлено 2тысячи ружей, а в 1814 году — уже 10 тысяч ружей и почти 2,5 тысяч тесаков [1]

К 1817 г. было завершено строительство главного 4-х этажного корпуса завода, который стал первым многоэтажным промышленным зданием в России. Производственный процесс был организован здесь по вертикали — от самых грубых операций (на нижних этажах) до сборки оружия (на верхних).

Арсенал Ижевский оружейный завод, 2-я половина 19 в. Наиболее важным, ключевым заводским сооружением была плотина. От уровня воды в пруду зависела работа станков и механизмов. На протяжении 19 века плотина неоднократно расширялась, укреплялась и надстраивалась. В 1896 г., вместо старых воротов для поднятия щитов водосброса, были установлены чугунные ручные лебедки.

Долгое время Ижевский оружейный завод выпускал ружья образца 1808 г. с ударно-кремневым замком. Модель неоднократно модернизировалось, улучшалась технология изготовления.

В 1843 г. начинается выпуск ружей с ударно-капсюльным замком.

В середине 19 в. был прекращен выпуск гладкоствольных ружей и налажен массовый выпуск нарезного оружия.

Ижевский оружейный завод, 90-е годы XIX в. В 1867 — 1884 гг. Ижевский оружейный завод был передан в арендно-коммерческое управление. В этот период было проведено его переоборудование, переоснощение производства, позволившее своевременно обеспечить русскую армию казнозарядным оружием. Были установлены паровые машины, большое количество новых станков, построена мартеновская печь. Наиболее массовыми образцами, выпускавшимися в это время, стали винтовки системы Крнка и Бердана.

Чигвинцев Я. – рабочий Ижевского оружейного завода. К. XIX – нач. ХХ вв. Машинная ложевая мастерская, конец XIX в. В 1870 году Ижевский завод производил оружия больше, чем Тульский и Сестрорецкий, вместе взятые. Позднее, с освоением производства высококачественной стали, ижевчане стали единственными поставщиками оружейных стволов и ствольных коробок для заводов России. Например, тульские оружейники получали из Ижевска до 360 тысяч стволов в год. [2]

В 1884 г. завод был переведен обратно в государственное управление. Поскольку снизились военные заказы, было принято решение об изготовлении охотничьего оружия. Наряду с классическими охотничьими ружьями, выпускались переделочные образцы Крнка и Бердана, шомпольные ружья.

Ствольная мастерская, конец XIX в.С 1891 г. Ижевский оружейный завод приступил к выпуску знаменитой 3-линейной винтовки системы Мосина. С разными вариантами она стояла на поточном производстве более полувека, и Ижевский завод был единственным в стране, где производились все ее разновидности: пехотные, драгунские, казачьи, учебные.

По масштабам производства и концентрации рабочей силы, Ижевский завод накануне первой русской революции стоял на одном из первых мест среди предприятий оборонной промышленности. В 1917 году на Ижевском оружейном и сталеделательном заводах числилось около 34 тысяч человек. [3]

Ижевский оружейный завод, конец XIX в. К началу XX века Ижевск стал крупным промышленным центром России. Кроме оружейного, здесь были налажено сталелитейное и инструментальное производство, начался переход с паровой на электрическую энергию.

Работа оружейных заводов в первой половине ХХ века

штыковая мастерская, начало ХХ в.В начале двадцатого века происходило наращивание объемов производства винтовки обр. 1891 г., что было обусловлено потребностями армии.

Появление первых динамо-машин на заводе еще в конце XIX века позволило постепенно переводить мастерские и цеха на электрическое освещение, а парк станочного оборудования — на электрическую тягу.

Постепенно набирало обороты инструментальное производство.

В 1918 г. на заводе было учреждено первое конструкторское бюро.

В 1930 году, с введением в строй нового мартена, было организовано самостоятельное станкостроительное производство.

Техническое переоснащение, освоение новых изделий требовали высококвалифицированных кадров. Их подготовка с 1929 года осуществлялась в Ижевском индустриальном техникуме.

В 1939 году Ижевский завод был разделен на два самостоятельных предприятия: металлургический и машиностроительный заводы.

Главным результатом масштабной реконструкции 30-х гг., помимо выделения отдела главного конструктора и освоения целого ряда новых образцов оружия (модернизированной винтовки Мосина образца 1891/1930гг, автоматической винтовки Симонова АВС, самозарядной винтовки Токорева СВТ и др.), стало внедрение поточного метода. В 1938 г. была переведена на конвейер ложевая сборка и сборка ствола со ствольной коробкой. Это позволило перейти к колоссальному темпу производства, которое потребовалось в период Второй мировой войны.

В 1933г. на заводе было создано Бюро новых конструкций по разработке и модернизации объектов вооружения (БНК), именуемое ныне Конструкторско-оружейным центром (КОЦ). Более чем за 70 лет работы КОЦа разработано около 300 моделей стрелкового и авиационного вооружения, спортивно-охотничьего оружия и других видов техники, которые, большей частью, выпускались на заводе серийно. [4] 

Конвейер Ижевского машиностроительного завода в годы Великой Отечественной войны Производство авиационных пушек на Ижевском машиностроительном заводе в годы Великой Отечественной Войны С первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945гг. роль центра оружейного производства СССР выполнял Ижевский оружейный завод № 74 (позднее получивший название «Ижевский машиностроительный завод»). Он стал основным арсеналом стрелкового и авиационного оружия страны: за годы войны дал продукции столько, сколько за 92 предыдущих года вместе взятых. Эта «главная кузница стрелкового оружия» страны выпускала 20 видов военной техники. Всего за период Великой Отечественной войны здесь произведено: 11 миллионов 145 тысяч винтовок и карабинов, более 15 тысяч авиационных пушек, почти 132 тысячи противотанковых ружей.

В 1942 году в Ижевске, на базе эвакуированных Тульского и Подольского заводов, был создан оружейный завод № 622 (впоследствии — Ижевский механический). Он производил противотанковые ружья и пистолеты. Общий объем продукции завода № 622 за годы войны составил: войсковые и сигнальные пистолеты — более 1 млн. шт.; противотанковые ружья — около 200 тыс. шт.

Производственный корпус Ижевского механического завода в годы Великой Отечественной войны В военное время стал оборонным предприятием и мотозавод (завод № 524). Здесь абсолютно с нуля начинают производить пулеметы «Максим». До конца войны было дано фронту 81 900 пулеметов.

Послевоенное становление и развитие производства Ижевских оружейных заводов

Ижевский машиностроительный завод

После войны Ижевские заводы постепенно начинают восстанавливать производство гражданского оружия.

Конвейер производства АК, 1960-е гг. Однако, в условиях холодной войны, производство боевого оружия (автомата Калашникова) становится основным направлением Ижевского машиностроительного завода.

Конвейер производства АК, 1960-е гг. Огромный опыт поточного производства стал фундаментом, на котором в 1947 году здесь началось освоение автомата Калашникова. Конструкция АК, открывшая новую эпоху в развитии стрелкового оружия, попала на благодатную почву инженерно-технического и производственного потенциала предприятия. [5]

Многие достижения технического прогресса, направленные на совершенствование автомата, в дальнейшем находят применение и в спортивно-охотничьих образцах оружия.
Разработка и производство охотничьего оружия на Ижевском машиностроительном заводе начинается на базе хорошо проверенной винтовки Мосина. Затем появляются собственные разработки магазинных мало- и крупнокалиберных карабинов, а также семейство карабинов «Сайга» и «Тигр», разработанных на базе армейских образцов оружия в период конверсии производства, в трудных условиях экономических перемен начала 1990-х гг.

С первых послевоенных лет завод занимается разработкой и производством спортивного оружия для сборных команд страны. Советские спортсмены, вооруженные ижевскими винтовками, становились многократными победителями чемпионатов Европы, Мира и Олимпийских игр.

Отдел главного конструктора, 1972 г. Опыт работы над спортивным оружием дал существенное преимущество специалистам «Ижевского машиностроительного завода» при разработке самозарядной снайперской винтовки, принятой на вооружение Советской армии в 1964 г. под наименованием «снайперская винтовка Драгунова» (СВД), и получившей в дальнейшем титул «Лучшей винтовки ХХ столетия». Для специальных войсковых подразделений, выполняющих особо ответственные операции, в начале 2000-х гг. «Ижмашем», в инициативном порядке, был разработан снайперский комплекс винтовок (СВ-98, СВ-99) повышенной точности стрельбы.

Конструкторско-оружейный центр, 2000-е гг. В настоящее время Ижевский машиностроительный завод является разработчиком и производителем новейших видов автоматического оружия для армии, спецподразделений и сил правопорядка.   

Сегодня ОАО «Ижевский машиностроительный завод» — это одно из крупнейших многоотраслевых предприятий России. Группа «Ижмаш» включает в себя более 20 различных подразделений. Самые крупные из них:

Ижевский машиностроительный завод, 2002 год.
  • ДОАО «Ижевский оружейный завод»
  • ДОАО «Научно-производственный центр высокоточной техники «Ижмаш»
  • ДОАО «Ижевский инструментальный завод»
  • ДОАО «Ижмашэнерго»
  • ООО «ИжМото»
  • ОАО «Ижмашстанко»

Ижевский механический завод

Ижевский механический завод, созданный в 1941 году как завод №622, в послевоенные годы занимается разработкой и выпуском охотничьих гладкоствольных ружей.

Первые образцы были выполнены на базе конструкции Златоустовского механического завода и немецкой фирмы «Зауэр», в дальнейшем на заводе рождается целая гамма собственных разработок ружей — одноствольных, двуствольных с горизонтальным и вертикальным расположением стволов, комбинированных ружей со стволами разных калибров.

На производсве механического завода, 1990-е гг. В условиях реформ начала 90-х гг., Ижевскому механическому заводу удалось не только удержать на плаву производство, но и приумножить модельный ряд выпускаемых ружей различными модификациями образцов : с помповой перезарядкой, самозарядкой и селективной подачей патронов.

Важнейшим событиями стали самостоятельный выход Механического завода с ружейной продукцией на международный рынок, начавшийся с выставки IWA в Нюрнберге в 1994 г., и подписание контракта с американской фирмой «Ремингтон» о создании совместной товарной марки «Spartan».

На производсве механического завода, 2000-е гг. Ижевский механический завод является крупнейшим в России производителем пневматического оружия, интерес к которому начал расти в послевоенное время из-за отсутствия ограничительных требований. Номенклатура пневматического оружия завода включает в себя спортивные и учебно-развлекательные винтовки и пистолеты, в том числе — оружие-«копия», то есть пневматическое оружие, повторяющее своим внешним видом популярный образец боевого.

Автоматизированные линии механического завода, 2000-е гг. Пистолетное производство Ижевского механического завода, начавшееся с тульских конструкций пистолета «ТТ», револьвера «Наган», пистолета Макарова, в настоящее время продолжает выпуск собственных разработок войсковых, служебных, спортивных, газовых и травматических пистолетов, отвечающих современным требованиям.

Сегодня ФГУП «Ижевский механический завод»  имеет широкую производственную структуру с различными направлениями производственной деятельности, в том числе:

Ижевский механический завод, 2000-е гг.
  • пистолетное производство
  • ружейное производство
  • производство товаров народного потребления и спецтехники
  • заготовительно-металлургическое производство
  • инструментальное производство

 

Школа ружейного мастерства им.Л.М.Васева Особое место в структуре Ижевского механического и Ижевского машиностроительного заводов занимают школы оружейного мастерства им. Леонарда Васева (Механический завод) и А. Ф. Дерябина (Машиностроительный завод). 

Здесь готовятся молодые кадры для заводов по специальностям: гравер, резчик по дереву, слесарь-сборщик, дизайнер по работе с деревом, металлом и кожей. Художественное оформление оружия придает ему новый философский смысл, приближает к гармонии с природой и превращает его в произведение искусства.

 

Примечания:
1 — Кутергин  В. Исторические предпосылки, зарождение и развитие, современное состояние производства и экспорта стрелкового оружия системы Калашникова на Ижевском машиностроительном заводе: [Материалы научно-технической конференции, посвященной 200-летию Ижевского оружия и 60-летию автомата АК-47.]
// «АК-47 на службе Отечеству». — Ижевск, 2007. — C. 4.
2 — См. там же, С. 5.
3 — См. там же, С. 5.
4 — См. там же, С. 6.
5 — См. там же, С. 6.