Главная » Выставки и экспозиции » Архив выставок »  Фондовая выставка «М.Т. Калашников в художественном творчестве»

Фондовая выставка «М.Т. Калашников в художественном творчестве»

17.06.2019 — 23.06.2019

В последние десятилетия своей жизни известный оружейник М.Т. Калашников был публичной фигурой, открытой всему миру. Интерес к его личности, не утихающий и после его смерти, нашел свое отражение, в том числе, и в многочисленных произведениях искусства, созданных художниками и скульпторами.

Коллекция МВК СО им. М.Т. Калашникова содержит большую подборку портретов конструктора, выполненных в различной технике. Первые единичные экспонаты датируются серединой 1970-х гг. и представляют собой личные подарки с изображением Михаила Тимофеевича. В 1980-е гг. Калашникова «рассекретили» для советского пространственного социума, в это время активно пишутся его портреты, создаются скульптуры оружейника, что также нашло свое отражение в коллекции музея. В 1990-е и 2000-е годы на поздравительных адресах и сувенирах, врученных конструктору в качестве подарков на памятные даты, часто появляются его изображения. Для периода после смерти М.Т. Калашникова (2015-2017 гг.) характерно появление художественных работ, созданных с фотографий или старых работ художников.

На фондовой выставке будет представлен портрет М.Т. Калашникова, принадлежит кисти удмуртского художника В.Г. Костылева. На портрете изображен Михаил Тимофеевич в свитере и куртке, сидящий в кресле. На его коленях лежит книга "The AK-47 story", левая рука покоится на книге. Вячеслав Григорьевич Костылев (родился в 1952 г.) учился в Московской средней художественной школе при институте В.И. Сурикова. В 1987 г. он окончил факультет художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института. Мастер является членом Союза художников России и Удмуртии, заслуженным деятелем искусств УР, членом Международной Ассоциации Изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, лауреатом Государственной премии УР. Этот портрет вызвал у удмуртского поэта Владимира Тяптина творческий порыв посвятить ему следующие стихи:

На картину Вячеслава Костылева «Калашников Михаил Тимофеевич

Вот сидит Калашников с книгою в квартире.

Книга из Америки прислана ему.

Он теперь известный всем в подлунном мире.

А тогда неведом был он никому.

Был он засекречен. На родном «Ижмаше»,

Где трудился главным уже много лет,

Мало знал, кто автор автомата даже:

Что отец «АК» он – был большой секрет.

Вдруг ему прислали из-за океана

Книгу на английском – как он создавал

Автомат свой славный. Всё! Раскрыта тайна!

Эдвард Клинтон Изелл всем всё рассказал.

Вот она, разведка! Ничего не скроешь!

КГБ наш в лужу с этой книгой сел.

С той минуты Изелл – его лучший кореш,

Взял его на вечный дружеский прицел.

И теперь он в кресле держит эту книгу.

Книга на английском. Сделан перевод.

И художник эту засветил интригу:

Сотворил картину срочно в тот же год».[1]

 

Это творческое взаимодействие ярко иллюстрирует возникающие цепочки восприятий, когда портрет всемирно известного конструктора вызывает отклик в окружающем обществе, и дает толчок к появлению новых литературных произведений.

Интересен портрет М.Т. Калашникова, выполненный на блюде: в центре тарелки находится погрудный портрет мужчины в форме генерал-лейтенанта, с наградами на груди, в белой рубашке, черном галстуке, с орденом в виде креста на шее, с перекинутой через плечо голубой лентой. По краю тарелку украшает цветочный орнамент, выполненный в сине-зеленой гамме, и золотистая кайма. В верхней части тарелки надпись: «Михаилу Тимофеевичу Калашникову в День рождения от друзей»

Еще одно изображение конструктора на декоративной тарелке датируется 1994 г.: в ее центре на коричневом фоне нарисован портрет Михаила Тимофеевича в кителе защитного цвета, белой рубашке с черным галстуком. На его шее – орден «За заслуги перед Отечеством». К сожалению, автор произведения и даритель остались неизвестными.



[1] В.Я. Тяптин "Вздымаются храмы в России" Стихи, песни, басни, фельетоны, юморески, сказки, эпиграммы, переводы. Ижевск, издательство «Удмуртия», 1997 г., 216 с.