Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Музейно-выставочный комплекс им. М.Т. Калашникова

Главная » Выставки » Архив выставок » Фондовая выставка «Открытка в прошлое»

Фондовая выставка «Открытка в прошлое»

Версия для печати

30.06.2020 — 12.07.2020

В конце 1860 года германский поданный Мартин Шерер и швейцарский подданный Георгий Набгольц, временно московские купцы 1-й гильдии, приобрели известную не только в Москве, но и на всю Россию фотографическую фирму великолепного фотографа-портретиста Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы имени прежнего владельца.

Так появилась фотографическая фирма, которая оставила большое наследие будущему поколению: виды городов, портреты современников, каталоги художественных, антропологических, мануфактурных и других выставок. Фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера». Шерер занимался непосредственно фотосъемкой, а Набгольц — хозяйственными и финансовыми делами.

За «труды, принесшие пользу обществу», фирма была удостоена высшей награды – права изображать на изделиях российский герб. Но этим правом Мартин Шерер и Георгий Набгольц уже не пользовались, так как в 1867-1868 гг. они сдали фирму в аренду курляндскому уроженцу, талантливому фотографу Альберту Ивановичу Мею.

Права аренды позволяли сохранять за фирмой ее прежние заслуги. С этого времени она стала именоваться «Шерер, Набгольц и Ко».

Но особенным в жизни А.И.Мея стал 1894 год: 19 октября министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления», которые до этого времени в России выпускало только почтовое ведомство. Начиная с этого года, фирма «Шерер, Набгольц и Ко» занялась изданием открытых писем, и на рубеже веков стала самым большим заведением по изданию тематических открытых писем в стране.

«Что привлекает покупателей, так это Париж, — пишет неизвестный Альбер своему адресату в далеком 1907 году, — если бы они отправили свои письма в Москву, они бы поняли, что у них ощущение дежа вю. Надеюсь, вторая пачка не прибудет ко мне с опозданием и не будет украдена. Погода прекрасная, чувствую себя хорошо. Я вас нежно обнимаю, Альбер».

«Ма шер Лили, спасибо за удовольствие от письма», — летит открытка в Париж, на улицу Жака Лемерьсье для мадмуазель Алис Молин 30 августа 1899 года. Убористый почерк столетней давности трудно разобрать. Судя по почтовым штемпелям Москвы и Версаля – открытка добралась до адресата за две недели!

Выпуск открытых писем компанией продолжался вплоть до 1918 года. За это время было выпущено несколько номерных серий. Очень популярными были серии открыток: типы народов России и виды городов, которые исполнялись не только по собственным фотографическим работам, но и по снимкам других фотографов. Самая известная среди коллекционеров серия – «Красный Шерер». А мы увидели часть серии «Типы России».

С 1910 года фирма стала издавать и цветные фототипии. В 1911 году ее адрес значился так: Кузнецкий переулок, вблизи Кузнецкого моста, дом № 3, где она и оставалась до революции 1917 года.

Так почтовые открытки завоевали популярность в России. Пережив Гражданскую войну и разруху, они возродились уже в советской эстетике.

Аудиоэкскурсия по фондовой выставке  «ОТКРЫТКА В ПРОШЛОЕ»

0+